Из гранита и бронзы | Площадь Партизан
газета "Брянский рабочий"
Из гранита и бронзы
ГАЗЕТНАЯ СТАТЬЯ
image movie

Панорама Площади и фрагменты скульптуры в первые дни после открытия. © Фото И. Мелещенко

Брянский рабочий. – 1966. – 25сент. (№226). С. 4.

Днем и вечером сюда паломничество. Ходят вокруг, читают надписи, подолгу стоят, смотрят… Памятник Вечной славы павшим в боях за освобождение Брянщины, открытый в Брянске 17 сентября 1966 года, стал неотъемлемой частью города, его притягательным центром.

О церемонии открытия этого монумента рассказывалось в воскресном номере «Брянского рабочего». Но мы почти не рассказали о тех, кто его выносил в своих мыслях, воплотил в  бетон, гранит и бронзу.

Первыми среди создателей брянского памятника, увековечивающего память воинов и партизан, отдавших жизнь за Родину, по праву надо назвать заслуженного деятеля искусств РСФСР, члена-корреспондента Академии художеств СССР, лауреата Государственной премии, одного из ведущих скульпторов страны Андрея Петровича Файдыш-Крандиевского и его коллег — скульпторов Михаила Осиповича Барща и Александра Николаевича Колчина. Этой творческой группой создан в Москве на проспекте Мира, у ВДНХ, величественный монумент из титана, взметнувшийся к облакам. На нем слова: «Слава покорителям космоса». Вторая «космическая» работа авторов — в Калуге. Это памятник отцу отечественного ракетостроения, «звездному лоцману» И. Э. Циолковскому. Памятник героям пламенных лет революции и гражданской войны работа Файдыш-Крандиевского высится в Хабаровске. Еще одно его монументальное творение — величественный памятник героям Хасана.

Героика революции, советский патриотизм — главная тема творчества Андрея Петровича Файдыш-Крандиевского, Михаила Осиповича Барща и Александра Николаевича Колчина. Давайте послушаем, что говорит о себе, о своих творческих стремлениях сам Андрей Петрович.

— Жажда подвига, мужество, стойкость в борьбе за то, что близко и дорого, присущи характеру русского, советского человека. Малоприметные в житейской обстановке, эти черты ярко проявляются в кульминационные моменты истории. Скульптура — концентрированное, образное выражение суммы этих характерных свойств. Как песня или легенда.

Начав работать над памятником воинам и партизанам для Брянска, мы стремились слить воедино достоверность поступков и романтичность, героичность помыслов защитников Родины в самый критический момент ее существования. Надо было донести до молодого поколения дух ушедшего времени, как бы послать эмоциональный заряд из прошлого через настоящее в будущее.

Отсюда, в некоторой степени, родилась масштабность памятника. По крайним своим точкам он почти квадрат. Пилон имеет а высоту двадцать два метра. Почти на столько же отстоят одна от другой две крайние скульптурные группы.

В центре памятника пилон из монолитного — железобетона, еще очень редко встречающийся в практике скульпторов. Этот пилон — символ вечной славы, нетленности подвига. На лицевой стороне его высечен основной тезис монумента: «За нашу Советскую Родину!» С обратной стороны начертан лейтмотив общей скорби: «Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины!»

Наша беседа идет прямо у памятника. И глядя на него, Андрей Петрович как бы заново переживает все этапы его создания, будто размышляет вслух.

Труднее всего было с центральной фигурой — фигурой коммуниста. По нашему замыслу, он аккумулирует в себе все лучшие качества защитника Родины. И еще он — вожак, агитатор, вдохновитель на борьбу, на подвиг. Мы стремились не к тому, чтобы нарисовать портрет, а к тому, чтобы передать тип партийного работника военных лет.

Справа — солдаты. Трое. Грозен их шаг. Здесь главное было: передать стремление снести с лица земли фашистскую нечисть. Ведет их вот этот, средних лет человек, может быть, младший офицер. Жаждой подвига озарено лицо юноши-солдата. Поднял гранату в последнем стремлении уничтожить врага танкист…

—          Много пришлось передумать, перепробовать вариантов той группы, что слева — партизанской, пока мы остановились на том, что вы сейчас видите. Главную смысловую нагрузку, по нашему мнению, несет старик-вожак в центре. Он много видел на своем веку, знает цену жизни и уверен в правоте» своего патриотического дела. Такой человек пройдет через все трудности, ни перед чем не остановится, только бы изгнать супостатов с родной земли. Поэтому и льнут к нему стар и млад — и этот юноша и эта девушка, отгибающая рукой молодую елочку.

Памятник воинам и партизанам, по замыслу его создателей, рассчитан на круговой обзор и четко виден уже от площади Дома Советов. Фигуры его отлиты из тонированной бронзы на Мытищинском зазоде художественного литья. Руководили этими работами мастера Семен Тимофеевич Дьяконов и Григорий Николаевич Зубов. В основание памятника положен янцевский гранит с Украины, обработанный на Коростышевском гранитодобывающем и обрабатывающем заводе.

—          Самое благоприятное впечатление осталось у нас от вашего города, его строителей, архитекторов и художников, — говорит Михаил Осипович Барщ. (К слову сказать, он был архитектором чуть ли не половины станций Московского метро). И продолжает: — На общественных обсуждениях проектов памятника было высказано много дельных предложений и пожеланий. В частности, брянцы посоветовали увеличить высоту пилона. Много сил и старания вложили в монумент ваши строители.

Многим чертежам для памятника дали «зеленую улицу» проектировщики нашего ГПИстроймаша. Часть работ, связанных с металлом, взял на себя Брянский завод ирригационных машин. Пригодились здесь и опыт монтажников Брянского управления «Стальконструкции», и помощь учащихся строительного техникума, и расторопность бригад ремонтно-строительного управления дорожных и мостовых работ, и старание мастериц «живого ковра» из городского зеленого хозяйства, и умение бетонщиков комбината «Стройдеталь».

Самыми последними уходили с памятника рабочие возглавляемого Леонидом Павловичем Расторгуевым четвертого строительно-монтажного управления. Здесь во всем есть доля их труда. К любой гранитной плите прикоснулись руки Николая Сухицкого и Махмута Зиязова. Немалая в этом деле и доля плотников Владимира Алексеевича Леонтьева, Николая Тихоновича Данилкина, Александра Степановича Селедникова. монтажников, ставивших леса, Николая Григорьевича Рыбакова. Вячеслава Васильевича Широкова и Виктора Афанасьевича Колоднева, сварщиков Николая Курнявцева и Федора Антипова и других лучших рабочих управления. Буквально сутками пропадал здесь молодой прораб Анатолий Прокопышко.

На днях Брянский горисполком наградил Почетными грамотами авторов памятника и те строительные организации и заводы, которые активно! участвовали в его сооружении.

…Поздно, поздно вечером я проходил по площади Партизан. Было холодно. Ветер рвал с деревьев листья. Под ветром дрожало пламя вечного огня. Его блики метались по бронзовой одежде воинов и партизан, по лицам стоявших в молчании прохожих.

 

Вл. ВАСЕНКОВ.