Худсовет | Площадь Партизан
обсуждение монумента
Худсовет
Стенограмма

заседания художественно-экспертного совета по монументальной скульптуре.

8 июля 1965 г.

Повестка дня:

Смотрели: эскизный проект памятника брянским партизанам

Автор – скульптор: т. Файдыш

Архитектор: т. Барщ

01-faidish

тов. Файдыш:

В 1958 году было поручено проектирование памятника партизанам – героям отечественной войны. Этот проект был принят художественным советом, в Брянске велась работа, сделаны рабочие чертежи, выполнены три рабочие модели, была выполнена в натуре фигура коммуниста и одна группа партизан. После того, как главное уже было сделано[,] памятник законсервировали. Через 2-3 года снова вернулись к этому памятнику.
Когда мы получили брянский проект, выяснилось, что над ним нужно еще поработать, он был несколько сложным по своему силуэту. Очень нехорошо смотрелся вечный огонь сзади памятника. Задний фасад памятника не работает. Чтобы иметь представление о месте памятника, можно посмотреть фотографии. Памятник за[к]анчивает главную магистраль города. Ситуация для памятника очень выгодная.

02-barsch

тов. Барщ:

Когда подошли к разработке второй композиции, мы для вечного огня сделали доступ не постоянный. Низ памятника сделать темный гранит, постамент под коммунистом также из гранита, пилон – из бетона по тону [,] близкому к основному материалу.

03-question

Вопросы:

Какая высота пилона?

01-faidish

тов. Файдыш:

Около 20 метров. В первом проекте было 16 метров. Мы во втором варианте изменили пропорции, сделали тоньше, выше. Мы бы хотели услышать мнение совета – например, в первом варианте предполагалось мозаичное знамя. Во втором варианте изображение В. И. Ленина. На чем лучше остановиться? В ЦК комсомола на мраморной стене изображение Ленина. Белый мрамор и темный силуэт. Здесь же в бетоне темным камнем выложить силуэт. Здесь северо-западная сторона и солнца мало. Чтобы портрет звучал в полную силу[,] нужно применить этот прием.

04-kerbel

тов. Кербель:

Какие группы уже сделаны?

01-faidish

тов. Файдыш:

Сделана одна группа партизан и центральная фигура коммуниста. Эта лестница ведет к вечному огню, ее открывают в торжественных случаях.

04-kerbel

тов. Кербель:

Во-первых[,] второй вариант проекта, второе решение – лучше. При перспективном повороте пилон выше, даже можно сделать еще выше.
Единственное сомнение – масштаб. Деление внизу пилона нужно сделать более мелким. Стоит ли делать здесь выдвижение? (Показывает).
По поводу цвета. В первом варианте отделка мозаикой мне нравится. Может быть как-нибудь графически, не полностью выложить, провести линию, напоминающую полет знамени. Это обогатит общий вид.
Мое мнение: второй вариант значительно лучше и его утвердить.

05-neroda

тов. Нерода:

Второй вариант более интересен. Первый вариант не нашел себе места. Очень не хорошо, когда вечный огонь сзади.
Мне кажется, что в этом проекте пилон вообще лишний. Если бы была одна фигура коммуниста, было бы более выразительнее. Масштаб пилона понижает фигуру.
Огонь спроектирован удачно. В основном, если возможно перекомпоновать с пилоном, то было бы лучше.
В отношении этого среза – не нужно делать ступеньки.
Мое мнение: в основном вещь хорошая, нужно утвердить.

06-bondarenko

тов. Бондаренко:

Мое мнение – второй вариант лучше. Интересно то, что здесь есть площадка, которая отсутствует в первом варианте. Не перекрывается пилоном группа. Скульптура в более выгодном положении.
Авторы много поработали над проектом. Но когда смотришь, у меня ощущение, что по масштабу архитектура и скульптура не соответствуют. Было бы на пользу авторам продумать: такое сочетание – пилона с пьедесталом не со всем удачно. Мне мешает подставка к фигуре коммуниста, это мешает смотреть скульптуру. Пусть автор подумает в общей композиции. Для скульптуры очень не выгодно существующее соотношение.

07-zavarzin

тов. Заварзин:

Второй вариант лучше.
Две боковые группы поставлены на большие постамент, что очень убивает центральную часть. Может было бы лучше, если эти боковые группы разнести, поставить шире, тогда лучше просматривалась центральная часть и имело большое самостоятельное значение. От этого композиция только бы выиграла. Тов. Бондаренко прав, когда говорил относительно больших каменных массивов, которые забивают скульптуру. Если бы все это сделать более свободнее. Может быть не делать вечный огонь так интимно, скрытым.
Необходимо дать органическую увязку пилона и фигуры. Мне кажется, что если делать пилон в бетоне, для него лучше сделать гранитный цоколь.

08_no-image

тов. Болдырев:

Я хочу начать со знамени. Знамя здесь как бы венчает всю фигуру. Например, во Владивостоке есть фигура партизана со знаменем. Если вы делаете в бетоне, то мозаика будет очень гранична (органична), будет очень хорошо.
Говорили о том, чтобы портрет Ленина сделать темным. Это опасно. При попадании света черное будет блестеть.
В основном, общая композиция второго варианта лучше.
В отношении вечного огня. Эту часть – венок – нужно сделать в чугуне или в бронзе. Огонь в камне не смотрится, не виден. Относительно решетки. Здесь нужно сделать две лестницы большие. Эта очень маленькая лестница, она как будто ведет в бассейн.
Постаменты боковых фигур в 1,5 раза выше. Постаменты действительно огромные. Но если снизите, то может очень возрасти средняя часть, а средняя фигура уже сделана, не будет ли она мелкой, не нужно ли ее тогда делать крупнее.
Я считаю, что второй вариант вполне приемлем, но немного нужно подработать.

08_no-image

тов. Шапошников:

Я согласен с А. К. Заварзиным в отношении вечного огня. Делать к нему закрытый доступ нельзя. Это один из важных элементов в памятнике, главный смысловой центр памятника. Здесь долж[на] быть широкая дорога, чтобы каждый мог подойти, постоять, подумать, положить цветы. С этой части и нужно начинать делать памятник.

08_no-image

тов. Юдичев:

А. К. прав, когда говорил о том [,] что нужно разнести боковые фигуры. Но автор может быть связан шириной улицы. Тогда весь памятник может уйти с проспекта, памятник будет восприниматься только центральной частью.

08_no-image

тов. Колесников:

Пространственно второй вариант интереснее, чем первый. Но есть некоторое несоответствие масштаба фигур и архитектурной части. Есть общее внутреннее несоответствие.
Мне кажется, что центральная фигура органически как бы оторвана от боковых.
Действительно, создавать «интимный» момент с вечным огнем не стоит. Сейчас этот участок он как бы выпадает, создает мелочность вещи.
Я согласен с тем [,] что в центральной части нет органической связи между пилоном и фигурой. Если смотреть на пилон со стороны, есть ощущение заваленности. Это будет вызывать оптическое состояние.
Мое мнение [-] проект принять, в рабочем проектировании авторам учесть все замечания.

09-manizer

тов. Манизер:

Сделано очень много интересных замечаний и предложений, мне хотелось бы подытожить прения.

В отношении портрета Ленина. Это вопрос еще не решенный. Каким способом делать? Знамя делать не обязательно.

Такое впечатление [,] что центральная фигура несколько выше боковых, вы берете две анатомии, если уж делать, то все в одной пропорции.

В отношении боковых групп. Вызывает сомнение и разговоры большие плинты. В отношении сокращения можно подумать. Я смотрю на боковые фигуры и кажется, что они гуляют по пьедесталу.

Что касается того, что из-за улицы нельзя развернуть группы, этого нельзя бояться. Сколько можно, столько нужно и расширить.

В отношении вечного огня. Я думаю, что доступ к огню нужно сделать открытым, сделать большие ступени к огню, это будет лучше связывать. Конечно[,] никаких березок сзади делать не нужно. Нельзя в памятник включать реальную жизнь. Может быть[,] сделать фон после памятника.

Что касается пилонов, их лучше сделать полегче, они буду[т] благоприятно действовать на группы.

Самое трудное в памятнике, это центральная композиция. В отношении масштабов, то их нужно поискать. Сделано неудачно членение пьедестала. Я понимаю, автор видимо хотел противопоставить пилону. Пилон расширяется кверху, а это сужается. Время есть и авторам стоит еще подумать.

01-faidish

тов. Файдыш:

Эти плинты сейчас сделаны не по тем размерам, которые есть. Рабочие модели при этих плинтах несколько разошлись. Если возникает такое ощущение, что плинты велики. Их можно резать.

09-manizer

тов. Манизер:

Сейчас резать не трудно. Не могли ли вы уточнить эту группу такой[,] какой она есть, т. е. их отношение к плинтам.

01-faidish

тов. Файдыш:

У меня очень сложное положение, потому что памятник на ¾ уже в заделе. Фигура коммуниста отлита.
Что касается по существу замечаний, то мысль, что пилон тяжел, я согласен.
Если будет возможно, раздвинем боковые фигуры.
Задача по плинтам нам также ясна.
Относительно вечного огня. То тут очень сложная ситуация. Городские власти просили изолировать, оградить огонь. Я думаю, что чтобы отдать дань уважения погибшим воинам, может открыть решетку, возложить венки, но все прохожим входить не следует. Мы [,] конечно [,] можем сделать широкую открытую лестницу.
Сейчас мы должны везти в Брянск проект на обсуждение.

08_no-image

тов. Колесников:

Мы просим автора в Брянске доложить мнение Совета. Что в принципе совет одобряет проект памятника, но требуются некоторые доработки, какие доработки также перечислить. Но окончательное решение не снимается.

01-faidish

тов. Файдыш:

Было бы хорошо, если бы Министерство культуры утвердило дату открытия памятника.

09-manizer

тов. Манизер:

Было бы хорошо открыть памятник ко дню освобождения Брянска от фашистских захватчиков – 20 сентября (дата ошибочна – верно 17 сентября). 

Российский государственный архив литературы и искусства.

Ф. 3151. Оп. 2. Д. 272. Лл. 1 — 9.

Стенограмма

заседания художественно-экспертного совета по монументальной скульптуре Министерства культуры РСФСР

14 марта 1966 г.

Повестка дня:

Смотрели: рабочую модель памятника «Партизанской славы» для г. Брянска
Автор – скульптор: т. Файдыш
Председатель: т. Манизер

05-neroda

тов. Нерода:

Вся композиция нравится. Она и раньше была интересной, но сейчас значительно сильнее против эскиза. Очень приятно как расположен (памятник – ред.), очень выразительно читается.
Единственное замечание: левая рука солдата, который держит автомат, она несколько легка или мала.
Мое мнение – утвердить проект.

08_no-image

тов. Колесников:

Это одна из лучших групп, которые уже сделаны. Красиво расположены, в реалистической манере.
Есть некоторые замечания: кажется, что плащ-палатка одинаково мята. Имеет смысл правую сторону упростить, а левую сторону – усилить (создать тень). Сделать на контрастности. Очень нравится фигура танкиста в профиль.
Левой фигуре надо увеличить таз.
У передней фигуры немного разлетаются глаза (можно немного подобрать яблоки).
Предложение: данную работу принять, а в рабочем порядке учесть наши замечания.

08_no-image

тов. Шапошников:

Я целиком присоединяюсь к пожеланиям принять эту работу. Но если Андрей Петрович поработает над некоторыми местами, работа от этого улучшится. Мне лично кажется, что каска этой фигуры несколько велика (показывает). Было правильно замечание и в отношении таза.
Хотелось бы немного упростить, сделать поконкретнее.

01-faidish

тов. Файдыш:

Я не сказал, что памятник ориентирован резко на север. Поэтому лица сделаны жесткие, работать будут они более энергичнее.
Ремень для автомата я временно не сделал, он не будет держаться.

03-question

Вопрос:

Как будет проходить ремень автомата?

01-faidish

тов. Файдыш:

Ремень будет проходить через одно плечо и прикрепляться сзади.

08_no-image

тов. Шапошников:

Очень резкая полоса от глаза к скуловой части (показывает).

08_no-image

тов. Колесников:

Некоторые замечания по правой ноге солдата с винтовкой: ощущение, что нога несколько не естественная, не хватает бедра. Нелогически идет выход ноги к тазу. Может быть мешают складки.

09-manizer

тов. Манизер:

Мы очень редко при движении выпрямляем ногу до отказа. Здесь нужно немного подбавить голенище. Силуэт будет жизненнее и устойчивее.

08_no-image

тов. Семсохин – (Зам. председателя Брянского Горисполкома):

В целом вся композиция нравится. Работа производит очень хорошее впечатление.
От себя лично и от имени наших товарищей считаю, что работу надо одобрить с учетом высказанных замечаний (особенно замечания о глазах среднего солдата).

08_no-image

тов. Журавлев:

Поддерживаю общее мнение в отношении принятия этой работы. Очень удачно и хорошо найден боец с винтовкой. Есть маленькое замечание по первому бойцу с автоматом. Показан боевой порыв, а боец держит автомат немного парадно. Приклад должен быть прижат.

09-manizer

тов. Манизер:

Не слишком ли острый угол с прикладом?

08_no-image

тов. Шапошников:

Стоит обратить внимание на поверхность этой земли. Здесь (показывает на эскизный проект) она лучше связывается со всеми фигурами. Там же земля раздроблена и плинт сделан в другой манере. Здесь более убедительнее. Может быть есть возможность чуть «посадить» землю.

09-manizer

тов. Манизер:

Действительно, переход лепного к архитектурной части нуждается в доработке.

08_no-image

тов. Печигина (г. Брянск):

Мы с большим удовольствием смотрим эту вещь и разделяем мнение всех присутствующих. Это большой труд Андрея Петровича. Работа давно нами желаемая. Я не очень квалифицирована в этих делах, но меня несколько смущают некоторые размеры, в частности, ноги и туловище. Учитывая, что ноги будут ближе к зрителю, не будет ли диссонансом величина ног [?]
Выражение лиц. Я плохо читаю лицо солдата с винтовкой, особенно если смотреть в профиль. Хотелось бы выражение лица более мужественным.

01-faidish

тов. Файдыш:

Что касается пропорций, то ноги в правильной пропорции. Просто нужно учесть, что сапоги кирзовые, если сделать более легкие, это будет не соответствовать действительности.
В отношении выражения лиц. Мне кажется, что давать все три лица в одном состоянии, в единой гамме не совсем правильно.

09-manizer

тов. Манизер:

Говорили о том, чтобы выражение лиц было однозвучное, поскольку все они в едином порыве. Раз выражение одинаковое, вы можете сыграть на характере. Хотелось большее разнообразие типажа, тогда общее выражение будет по-разному выражено. Можно говорить, какими средствами достигать нужного выражения (бледность выражения можно усилить, т. к. фигуры смотрят на север).
Можно сейчас сфотографировать то, что вы сделали и усилить выражение по всем лицам, затем посмотреть[,] как получится.
В отношении размеров, в частности, голов. Сейчас модно уменьшать головы. Здесь все нормально.
Очень режет глаза острый угол приклада. Что касается прижатия приклада к груди, — то делать это нельзя.
Замечания о складках плащ-палатки. Говорили о том, что подчеркнуть те складки, которые конструктивно необходимы.
В отношении этой ноги (показывает). Ее немного нужно развернуть сюда.
Очень хотелось, чтобы не так чувствовалась подставка под ногой.
Общее мнение: работа хорошая, можно принять, учитывая все замечания.

01-faidish

тов. Файдыш:

Товарищи из Брянска очень беспокоятся о сроках выполнения. Я могу вас заверить, что работа будет выполнена в срок.

Российский государственный архив литературы и искусства.

Ф. 3151. Оп. 2. Д. 272. Лл. 11 — 15.

Создатели памятника
в истории
творческие судьбы авторов монумента на Площади Партизан - скульптора А. П. Файдыш-Крандиевского, архитекторов М. О. Барща и А. Н. Колчина
Открытие монумента
в истории
как открывали памятник советским воинам-освободителям и партизанам 17 сентября 1966 г.